Steam Panic Team

Lovers

21-07-2024

«Выживут только любовники» — это драма Джима Джармуша, где два вампира-любовника — Адам и Ева — играют на диковинных инструментах, одеваются в наряды вековой давности, читают стихи на фоне жаркого Танжера и разрушенного Детройта и умирают: если не от отсутствия крови, то хотя бы от скуки.

Этот фильм, как и все работы режиссера, рассуждает о роли искусств в нашей жизни. Даже название — цитата из стихотворения Джека Линдсея. Взять хотя бы диалоги Евы с Кристофером Марло — в фильме утверждают, что он придумал Шекспира. У этой версии есть последователи — антистратфордианцы. Они видят в Шекспире проект группы поэтов елизаветинской эпохи: Кристофера Марлоу, Фрэнсиса Бэкона, Уолтера Рэли и других, творивших под одним псевдонимом. Допустим так и есть, и Шекспира никогда не было. Всё равно труд артели поражает — выдерживать стиль, распределять нагрузку между пьесами, поэмами и сонетами, наконец, придумать биографию, пусть и скудно представленную в документах, но все же полную любви и скорби, подлинных чувств. Подобная сага об основателе стартапа гениальнее, чем сам Шекспир. Успели мы ли создать своего Шекспира в играх? Есть хоть один пример шекспировских страстей в играх? Если вы давно в индустрии, что первое придёт вам на ум? Пожалуй, Дэвид Кейдж с его Heavy Rain, может быть, с натяжкой, серия Last Of Us, но — по большому счёту — ничего, кроме японцев. Обратите внимание на маленький бриллиант Rain для Playstation 3. Или трилогию об узах Фумито Уэды: Ico, Shadow of Colossus, The Last Guardian.

Крупные компании совершали попытки построить всю игру на поэзии — например, Child of Light от Ubisoft. Были рисковые тайтлы, темы которых — смертельные узы. Вспомните Brothers: A Tale of Two Sons — душещипательная драма о братской любви, где на кончиков пальцев ощущаешь, как тебе может не хватать человека.

В последнее время топ-менеджмент корпораций дают скорее Гамлета, чем Ромео: от массовых увольнений одним днём в Activision Blizzard до провальных ремейков некогда великих серий — взять хотя бы трейлер Silent Hill 2 Remake от польской Bloober Team.

В то же время Xbox распускает легенд жанра: студию Синдзи Миками — Tango Gameworks — авторов Resident Evil и The Evil Within.

Что-то явно прогнило в Датском королевстве игр. Как из этого выходить? Ответ прост: индустрии нужны не эффективные менеджеры-оптимизаторы, а любовники, коим и был Шекспир. Я вижу таких в инди: феноменальный успех Lethal Company, которую другие инди — Content Warning — вознесли на руках до топов продаж. Helldivers 2, чьи любовные объятия победили даже удушающий захват Sony — серверы игры отбили, когда та требовала привязки к PSN. Созданные одиночками вселенные Inscryption и Buckshot Roulette. tinyBuild отчитывается перед инвесторами возлагая надежду на Potion Craft — а ведь это дизайн одного человека!

Любить — это искусство. Как жить, как убивать. Об этом говорит другой фильм Джармуша — «Внутренний предел». Главный злодей живёт в неприступном особняке, окруженном глухими стенами и охраной, прячется от жизни, декларирует: «Искусство и наука вводят народ в заблуждение, ибо далеки от реального мира». Но в конце концов умирает от рук человека, который довёл своё ремесло до искусства.

Я не верю в выживание игр, созданных ради прибыли. Я верю в сражающихся с миром гениев и любовников. Ведь и сам Шекспир, будучи успешным коммерческим проектом, навсегда вошёл в историю как автор любви до и после гроба.

Пусть даже теперь её подают как бренд. Каждый, кто хоть раз бывал в Вероне, потребует от этого города Ромео и Джульетту, и тут же разочаруется: сад и балкон, где случилось их первое свидание, невозможен без толп туристов. Дом действительно принадлежал семье Дель Капелло (прообраз Капулетти), но уже во времена Диккенса на его территории работала, цитирую: «Убогая гостиница». Никакого тебе сада, никаких соловьев в кусте граната. В те времена высшей доблестью для мужчины считалась не любовь и забота, а уйти в поход в латных доспехах и умереть на поле брани. Там, где история врёт в любви, она честна в войне.

Реальнее утверждать, что события трагедии произошли в Испании: другие нравы, горячая кровь, в доказательство — склеп, где можно найти могилы молодой пары. Обнаружив, что Шекспир собирал свои трагедии с миру по нитке, как братья Грим, охлаждаешься ищешь любовь в чем-то простом. «Поэтичность — это противоположность поэзии» — как однажды метко заметил Тимур Кибиров.

Тем не менее, наш организм жаждет любви. Он ищет её в местах, совсем для этого непригодных. Я помню себя в возрасте Ромео. Проходя приключенческую РПГ Landstalker на Сеге, я вдруг натыкаюсь на Blue Ribbon — ленту, оброненную принцессой в саду. Я трачу десять лет на поиск секрета: зачем она нужна в инвентаре? Ответ оказывается прост до безобразия: ни для чего. Разработчики не успели добавить логику. Но я всю жизнь буду помнить этот жаркий день и сад — и первую безответную любовь моего героя.

Поэзия проактивна, хоть в стихах, хоть в играх. Она обязана застать тебя врасплох. Её важно примерить на себя и свой жизненный опыт. Но какое из искусств передаёт опыт сильнее, чем игра — мысли, чувств, воображения?

Вернёмся к «Внутренним пределам» Джармуша. Последнему диалогу. Злодей, обнаружив в своей неприступной крепости главного героя, недоумевает:

— Как ты сюда попал?

— Я использовал своё воображение — отвечает герой.

Воображение и любовь и по сей день — лучший способ путешествия туда, где никто никогда до нас не был.

Crossroads

29-01-2024

Пять минут на перепутье геймдева

«Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу». Данте написал эти строки, пройдя земную жизнь целиком. Третья глава «Комедии» вышла в свет уже после смерти поэта. Эпитет «Божественная» добавил Боккаччо. Ничего божественного в загробном путешествии Данте не было — он умер от малярии в командировке в свои пятьдесят пять. Беатриче, за которой его герой отправился в ад, умерла в двадцать четыре. В жизни поэт с ней ни разу не заговорил, виделся лишь мельком: ребенком, на свадьбе, на похоронах. Она была замужем за другим. Данте тоже женился — не по любви, по расчёту.

Read More

Business Tips

25-12-2021

Привет, это снова я, Кирилл, и пять минут мудрых советов моего учителя в бизнесе.

Утратив проект мечты и его команду, я стал терять вкус к жизни, желание любить свое дело и продолжать его. Тогда друг свёл меня с выдающимся продюсером.

Этот человек, назовём его Максом, построил дома в Швейцарии и на Рублёвке, воспитал пять детей, был знаком с десятком гениев и спродюсировал двух номинантов на Оскар.

Read More

Who is a Narrative Designer

19-12-2020

У меня есть пять минут, чтобы определить роль нарративного дизайнера в играх. Начнём с погружения в историю.

В 1958 году была показана первая многопользовательская игра — Tennis for Two. На посетителей ежегодной выставки в Брукхейвенской национальной лаборатории она произвела эффект ядерной бомбы. Немудрено, ведь её автор — американский физик Вильям Хигинботам, создатель первой ядерной бомбы.

Read More

About this blog

Hi, I'm Kirill, a game designer with more than 15 years of experience. I spend my spare time writing essays about it. Each won't take more than 5 minutes of your time.

Social Media

You can listen to me on Telegram or read more about my games and applications on Twitter.

Vkontakte